В статье приведены данные о государственных и общественных организациях (НКО) на Северо-Западе России, оказывающих помощь в ситуациях насилия в семьях и близких отношениях; материальные, коммуникационные и человеческие ресурсы социальных служб, сталкивающихся с потребностями клиентов в ситуации насилия; виды потребностей клиентов; организация работы телефонов доверия и убежищ.
Так, в анкетном опросе приняло 28 человек из разных структур. Рассмотрим критерии отбора респондентов:
1) участницы из государственных и общественных структур разного уровня и административной подчиненности, участвовавшие в семинарах по проблеме гендерного насилия в регионе, Санкт-Петербурге и Ленинградской области;
2) работающие в организациях, имеющих ресурсы различного происхождения и осуществляющих актуальную работу по проблеме гендерного насилия или иных социальных проблем на момент опроса;
3) работающие в организациях, имеющих телефоны доверия и убежища для разных групп населения;
4) каждая респондентка представляла информацию об одной организации.
Представим некоторые выводы данного исследования:
Несмотря на то, что насилие в отношении женщин занимает 4-е место по важности, только 2 организации специализируются на помощи им. Низкий уровень обращаемости женщин по случаям сексуального насилия может быть связан с отсутствием специализированных организаций, телефонов доверия, онлайн-сервисов.
Большинство сервисов являются смешанными («для всей семьи»), что не всегда безопасно для пострадавших от насилия. Часто ресурсов хватает только на решение проблем детей, однако специалисты не видят причину их неблагополучия в небезопасном положении самих женщин, страдающих от партнерского насилия. Кроме того, проблемы сексуального насилия в браке могут скрываться женщинами в процессе получения юридической и психологической помощи из-за стигматизации самих клиенток и из-за ориентации служб на решение общих проблем семьи.
Ни одна из служб не упомянула о возможности для самоорганизации и активизации самих клиентов внутри организации. Хотя большинство организаций имеет телефоны доверия, работает круглосуточно только треть из них. Таким образом, коммуникации между клиентками и службами существенно ограничены, а онлайн-сервисы пока есть только у нескольких служб. В ситуации угрозы жизни и других рисков женщинам бывает сложно дозвониться до местных организаций.Понимая это, 75% организаций заявляют о необходимости круглосуточной телефонной службы. Количество специализированных убежищ и мест в них совершенно недостаточно для обеспечения безопасности пострадавших в таком большом регионе, как Северо-Запад.